hfhfhfhfh
  • Главная страница
  • Новости
  • яндекс
  • методическая копилка
  • Детское объединение
  • итоговая аттестация ссылки
  • напишите нам esino@mail.ru
  • гео


  • Формирование гражданина – патриота в сочетании системы урочной и внеурочной деятельности в курсе ОБЖ.

    Автор: Солдаткина И.В., учитель I квалификационной категории, МОУ "Иваново-Эсинская средняя общеобразовательная школа" Ковровского района.


    1. Наименование опыта. «Формирование гражданина- патриота в сочетании системы урочной и внеурочной деятельности в курсе ОБЖ»
    В национальной доктрине образования в РФ среди основных целей и задач образования первой названа:
    - воспитание патриотов России гражданско- правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью.
    В связи с этим основной целью своей педагогической деятельности считаю:
    - создание условий для формирования гражданина – патриота через сочетание урочной и внеурочной деятельности в курсе ОБЖ.
    Военно- патриотическое воспитание реализуется в комплексе форм:

    1. формы патриотического воспитания ( урочная деятельность)


    2. военно-прикладная направленность (внеурочная деятельность)


    3. оборонно-спортивная направленность


    Разнообразные формы патриотического воспитания как в урочной так и во внеурочной деятельности позволяют выявить особенности формирования патриотических чувств и сознания у детей и юношества; возродить у молодого поколения традиционные моральные ценности; воспитать социально-активную личность.
    Приоритетными задачами военно-прикладной направленности военно-патриотического воспитания являются: выработка морально-психологических качеств, присущих защитнику Родины, формирование чувства гордости за службу в вооружённых силах, профессиональное самоопределение выпускников школы.
    Оборонно-спортивная направленность обеспечивает связь нравственного, гражданского и физического воспитания учащихся.

    2. Условия возникновения опыта.


    МОУ «Иваново-Эсинская средняя общеобразовательная школа» находится на территории воинской части. Исторически сложилось так, что со дня основания школа поддерживает теснейшую связь с воинской частью и с Советом ветеранов. Вот уже несколько десятков лет образовательное учреждение занимает передовые позиции в районе по военно-патриотическому воспитанию молодёжи. Поэтому моя система работы строится на сохранении, развитии и приумножении традиций.


    3. Актуальность опыта.


    В последнее время стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания . В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы.
    Прививать молодёжи гордость за принадлежность к своему народу и его свершениям, воспитывать чувство уважения к национальным святыням и символам, к культурному и историческому прошлому России, к её славным традициям , а также готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству- эти принципы воспитания актуальны как никогда. Связано это с тем, что наше государство на современном этапе нуждается в новом молодом поколении с развитым патриотическим сознанием. Контингент родителей : военнослужащие- 10%, служащие- 22%, рабочие- 46 %. Всё это и определило востребованность патриотического воспитания и в том числе военно-патриотического. Поэтому одной из приоритетных задач воспитательной системы Иваново-Эсинской школы является: воспитание гражданственности, любви к Родине и малой Родине через патриотическое воспитание.

    4. Ведущие педагогические идеи.


    1) Идея последовательного воспитания.
    Учитель постепенно ведёт детей по пути осознания значимости человека в обществе, государстве, понимания того, что достоинство гражданина определяется силою его патриотизма. Реализация идеи осуществляется через следующие основополагающие блоки:
    - Патриотическое сознание
    - Патриотические чувства
    - Патриотические отношения
    - Патриотическая деятельность
    2) Идея разностороннего обучения . Гибкая система урочной деятельности предполагает разработку и включение разнообразных форм обучения, направленных на разностороннее восприятие учащимися понятия «патриотизм».
    - Чувство любви к своему народу
    - Любовь к своей Родине
    - Верность воинскому долгу, беззаветная служба Родине
    - Духовное и нравственное начало каждого гражданина

    5. Теоретическая база опыта.


    В теоретическом плане данная тема недостаточно разработана. Мои наработки основаны на нормативно-правовой документации:


    - Государственная программа « Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 гг»


    Немаловажную роль при описании системы работы сыграли статьи Мазыкиной Н., Монахова А. « Методические рекомендации по совершенствованию военно-патриотического воспитания детей и подростков.» , Быкова А. « Патриотическое воспитание школьников при преподавании дисциплин гуманитарного цикла» в журнале « Воспитание школьников» № 6 2003г., № 10 2005 г., в которых раскрываются основные аспекты воспитательно-развивающего потенциала преподавания гуманитарных дисциплин в школе.


    6. Новизна опыта.


    Несформированность у юношества качеств патриотизма, пробная реализация государственной программы патриотического воспитания требует осмысленного подхода в применении различных форм и методов воспитательной работы , использование межпредметных связей и усиление воспитательной роли уроков в образовательном процессе . Программа курса ОБЖ построена таким образом, что разносторонне осуществлять военно-патриотическое воспитание возможно в курсе 10-11 классов, в который включен раздел « Основы военной службы». Но формировать одно из основных качеств личности, гражданина – патриотизм необходимо намного раньше, учитывая возрастные особенности детей. В соответствии с вышесказанным , новизна данного опыта заключается в создании системы урочной деятельности для учащихся среднего звена, позволяющую формировать личность гражданина – патриота во всех аспектах понятия «патриотизм».


    6. Технология опыта.


    1) Урочная деятельность.
    Развивать патриотическое сознание детей, с моей точки зрения, необходимо ещё в дошкольном возрасте. И я , соблюдая преемственность, продолжаю решать эту задачу, начиная со среднего звена, используя различные методы обучения и воспитания, а также разнообразные виды деятельности учащихся.

    Чтобы формирование понятия «патриотизм» было для учащихся ненавязчивым, последовательным, я разработала систему урочной деятельности с 5-8 класс « Кто такой патриот?» , « Портрет патриота». Уроки с данной направленностью логически встроены в основные разделы и темы курса ОБЖ.


    Например, в 5 классе в теме « Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре» учащиеся выполняют творческие работы на тему: « Герои пожарные» и на уроке, используя конкретные примеры из реальной , жизни сами делают вывод о том, какими качествами должен обладать человек, профессия которого пожарный.


    В курсе 6 класса при изучении темы « Автономное существование человека в природных условиях», используя межпредметные связи, в частности, изучая отрывки из «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого, перед учащимися ставятся следующие вопросы :


    - С чем пришлось столкнуться А. Маресьеву в условиях вынужденной автономии?
    - Как вы думаете, что помогло ему выжить?

    Таким образом, на примере художественного произведения у учащихся создаётся образ настоящего героя, и одновременно решаются учебные задачи урока.


    Показать детям, что патриотизм- это чувство любви к своему народу, можно удачно в курсе 7 класса, изучая раздел «Чрезвычайные ситуации природного характера». Обобщающий урок этого раздела я называю « Люди- призванные спасать». Учащиеся приводят примеры из жизни, из средств массовой информации о работе спасателей и отвечают на следующие вопросы:


    - Как вы думаете, что заставляет людей выбирать профессию спасателя?
    - С каким риском сопряжена эта работа?
    - Охарактеризуйте портрет человека- спасателя.


    Данный урок удачно сопровождается просмотром видеофильма « Ради жизни» о работе спасателей, что позволяет создать зрительный образ, который останется в памяти надолго.


    Выработать у учащихся потребность быть похожим на спасателей, быть полезным обществу – вот конечный и наилучший результат урока.


    Изучение раздела « Чрезвычайные ситуации техногенного характера» в 8 классе, а в частности, темы « Аварии с выбросом радиоактивных веществ» даёт огромную возможность олицетворить патриотизм с любовью к своей Родине. Отдельный урок-конференцию я посвящаю Чернобыльской трагедии. Этот урок кроме общеучебных задач, предусматривает решение краеведческой задачи. Он строится из выступлений учащихся об участии Владимирцев в ликвидации радиационных аварий и катастроф, о подвигах наших земляков- чернобыльцев, ветеранов подразделений особого риска- в борьбе с невидимой опасностью. А в заключении ребята читают стихи о Чернобыльской аварии, а также, на выбор, стихи о героях. Такое построение урока вызывает у учащихся сильное эмоциональное восприятие изучаемой темы.


    Материал курса ОБЖ 9 класса не представляет широких возможностей для развития линии патриотического воспитания . Но несмотря на это, в ряде уроков по разделу « Здоровый образ жизни» я рассматриваю с учащимися понятие « патриотизм» как духовное и нравственное начало каждого гражданина страны. Духовное начало связываю с понятием « духовное здоровье», а беседа о нравственном начале каждого человека удачно вписывается в тему « Взаимоотношение полов. Ранние половые связи.»


    Таким образом, данная система, на мой взгляд, позволяет разносторонне формировать патриотическое сознание детей.


    Изучение в 10-11 классах раздела « Основы военной службы» направлено на подготовку молодёжи к выполнению конституционного долга по защите Отечества. Поэтому основной своей задачей в этом направлении я считаю: показать и доказать выпускникам, что патриотизм для военнослужащих проявляется прежде всего в верности воинскому долгу, в беззаветной службе Родине, в готовности в любое время с оружием в руках защищать её интересы, целостность и независимость. Осуществлять эту задачу мне помогают разнообразные формы и методы обучения, главное назначение которых, на мой взгляд, состоит в том, чтобы наиболее полно воздействовать на личность, наиболее основательно рассмотреть изучаемый материал, позволить увидеть его во всём многообразии связей и отношений с другими явлениями и фактами. Это и создаёт внутренний стимул интереса и любознательности учащихся, повышает их познавательную активность. Этому способствуют проводимые уроки- конференции, пресс-конференции, уроки- экскурсии, диспуты, на которых выпускники в игровой форме решают довольно серьёзные вопросы и проблемы по военной тематике. Использование на уроках ТСО ( демонстрация диа- и видеофильмов) по таким темам как « Право войны», « Размещение и быт военнослужащих», «Воинские уставы» содействует учебно- познавательной деятельности учащихся, так как способствуют развитию наглядно- образного мышления, обеспечивают познавательный интерес к учению, создают возможность для изучения ряда ненаблюдаемых процессов и явлений. Очень актуальна и востребована для наших ребят тема « Как стать офицером Российской армии. Профессия офицер.» ( Приложение № 1)


    На уроке по данной теме и на других уроках считаю просто необходимым использование музыкальных моментов ( прослушивание песен или фрагментов песен, воспитывающих мужество, стойкость и героизм российских воинов), что совершенно точно даёт определённый настрой учащимся на восприятие данной темы, позволяет затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, высветлить в их душевном мире искреннее гуманное отношение к святым понятиям: мать, Родина-мать, родное Отечество.


    2) Внеурочная деятельность. Военно - прикладная направленность.


    Добиться реализации поставленных задач в направлении военно- патриотического воспитания просто невозможно без внеурочной деятельности, имеющей, прежде всего, военно- прикладную направленность.


    Какое-либо направление в воспитании детей только тогда даст результат, когда оно проводится в системе. В нашей школе сложилась определённая система военно- патриотического воспитания , которая базируется на сохранении и развитии традиций.


    Ежегодно с 23 января по 23 февраля в школе проводится месячник военно- патриотической работы. И каждый раз он включает в себя новые мероприятия. Каждый год в рамках месячника проходит конкурс « А ну-ка, парни !» Но традиционно- это не значит одинаково. Конкурс- это либо встреча команд старшеклассников и наших выпускников, ныне офицеров Российской Армии, либо встреча с военнослужащими срочной службы в/ч 11931, либо соревнование разновозрастных команд мальчиков 5-11 классов. В данных конкурсах проявляется не только их физическая сила, ловкость, знания по истории Вооружённых Сил, но и взаимоподдержка, трогательная забота старших о младших, умение рационально распределять обязанности в команде.


    Преемственность традиций обеспечивают встречи трёх поколений на базе в/ч 11931 . Знакомство с условиями службы и быта Российской Армии , байки, рассказанные ветеранами и военнослужащими, запомнятся ребятам надолго. Завершает встречу настоящий солдатский обед.


    Возможности воинской части используются для проведения в мае учебных сборов с юношами 10 класса. Здесь ребята не только знакомятся с основами военной службы, но и могут увидеть своих знакомых, соседей в другой обстановке , на службе, выполняющих серьёзную мужскую работу. Воспитание не словами, а примером и делом. Именно это и даёт наилучший результат . Офицеры воинской части принимают активное участие в месячнике военно-патриотической работы: проводят уроки мужества, экскурсии по подразделениям воинской части, ведут профессионально-ориентационную работу.


    Вот уже несколько лет наши ребята имеют возможность познакомиться с танковыми войсками, выезжая на экскурсию в шефскую воинскую часть 47866. С помощью учебных тренажёров учащиеся пробуют себя в вождении танка и стрельбы из него. В свою очередь воины-танкисты были гостями нашей школы. Ребята с удовольствием слушали современные патриотические и шуточные песни о службе в армии, включенные в концертную программу солдат.


    Школа поддерживает тесную связь с Советом ветеранов. Праздники « От всей души» с приглашением учителей-ветеранов , выпускников школы, честно и добросовестно выполняющих свою работу на благо государству- всё это способствует установлению связи поколений, сохранению исторической памяти, изучению истории Отечества на положительных примерах отдельных человеческих судеб.


    В рамках празднования 60-летия Победы разработана эстафета патриотических дел на 2004-2005 учебный год.


    3) Оборонно-спортивная направленность.


    Одним из важнейших аспектов военно-патриотического воспитания является военно-прикладная физическая подготовка граждан к защите Отечества. Основная роль в этом отводится урокам физической культуры. Но как преподаватель-организатор ОБЖ принимаю активное участие в этом процессе. Так, ежегодно в нашей школе проводится легкоатлетический кросс, посвящённый Дню нашей воинской части и 9 мая военно-спортивные мероприятия совместно с военнослужащими( в рамках месячника военно-патриотической работы, Дней Здоровья), включающие военизированные эстафеты. Отработка с учащимися навыков преодоления элементов полосы препятствия способствует развитию силы, ловкости, выносливости- качеств, необходимых будущему защитнику Родины.


    Активное участие команды юношей нашей школы в районно-городской игре « Зарница» стало делом чести для наших ребят.


    Вот уже несколько лет в летний период на базе школы я организую работу военно-спортивного лагеря « Орлёнок», так как считаю, что начинать подготовку защитников Отечества необходимо не в старших классах, а значительно раньше. В состав лагеря привлекаю , прежде всего, мальчишек из неблагополучных семей, из категории « трудные дети». И они зачастую проявляют себя в работе лагеря совсем с другой стороны, показывая своё трудолюбие, доброту, взаимопомощь, ответственность и другие положительные качества. Основные направления работы лагеря следующие: спортивное, военно-патриотическое, экологическое, тимуровское, творческое, работа по предупреждению чрезвычайных ситуаций.(Приложение №2)


    4. Результативность.


    Считаю, что показателями результативности моей работы является то, что многие выпускники выбирают для прохождения итоговой аттестации экзамен по курсу ОБЖ. Большинство из них мотивируют это тем , что знания по предмету пригодятся в жизни и тем, что имеют хорошие знания по предмету. В большинстве случаев учащиеся подтверждают свои годовые оценки и показывают хорошие знания по курсу ОБЖ., в частности по разделу «Основы военной службы».( приложение № 3) В течение нескольких лет мои ученики неоднократно становились победителями и призёрами районных олимпиад по ОБЖ, в задания которых были включены вопросы, касающиеся военной тематики.


    Выпускники школы - лицо нашей школы, наши успехи, наша гордость и слава. И не случайно многие выпускники нашей школы связывают свою жизнь с армией, поступая в военные училища или на контрактную службу.


    В течение последних лет команда юношей нашей школы – постоянный участник и призёр районо- городской игры « Зарница» :
    2001-2002 уч.г. – 2 общее место
    2002-2003 уч. г.- 1 общее место
    2003-2004 уч. г.- 3 общее место
    2004-2005 уч. г. - 1 место среди школ района.


    5. Адресная направленность.


    В данном опыте описывается сущность разнообразных подходов военно-патриотического воспитания учащихся. Опыт адресован учителям и преподавателям-организаторам ОБЖ

    Приложение № 1.

    Тема урока : « Офицер Российской Армии. Требования, предъявляемые к офицеру военной службой.»


    Цели урока:1) сформировать знания учащихся о требованиях, предъявляемых к офицеру военной службой, о программе совершенствования военного образования.
    2) используя исторические факты и примеры из литературных произведений, привлечь внимание учащихся к профессии офицера, заставить задуматься о значимости этой профессии.
    3) продолжать работу над формированием умения рассуждать, строить доказательство выстроенной мысли.

    Материалы и оборудование: стенд « Военнослужащие-выпускники нашей школы», песня О. Газманова «Офицеры», выдержки из литературных произведений, портреты русских полководцев.


    Ход урока.


    1. Орг. момент.


    2. Проверка знаний. 1) Работа по карточкам.
    2) Устный опрос:
    - Рассказать о воинской дисциплине, её содержании и основных требованиях.
    - Охарактеризовать внешние и внутренние показатели дисциплинированности.
    3. Фронтальный опрос:
    - Что такое воинская дисциплина?
    - В чём заключается сущность воинской дисциплины?
    - К чему обязывает воинская дисциплина каждого военнослужащего?
    - Что такое повиновение?
    - Почему необходимо беспрекословно повиноваться приказам и распоряжениям командиров?
    - В чём заключаются внутренние и внешние показатели дисциплинированности?
    - Как называют воинов , дисциплинированных, стойких и надёжных?

    4. Изучение нового материала.

    1) Активизация внимания учащихся ( звучит отрывок из песни О.Газманова « Офицеры») Вступительное слово учителя:
    - Когда на концертах звучит эта песня зрители в зале встают. Ребята, как вы думаете, почему они встают ? ( размышления учащихся)
    Есть один очень хороший фильм, который любят смотреть все ваши родители, и возможно, который и вы видели, называется он « Офицеры». Один из героев этого фильма говорит « Есть такая профессия- Родину защищать». Офицеры непосредственно участвуют в организации повседневной жизни и деятельности войск, обучают и воспитывают подчинённых, помогают им овладевать сложной военной техникой, формируют у воинов высокие морально- боевые качества, возглавляют воинские коллективы. От офицеров зависит очень многое. Поэтому большое значение придаётся подготовке офицерских кадров, которая осуществляется в военных институтах, университетах и академиях .
    2) Подготовка офицерских кадров.
    -Заслушивается сообщение учащегося из истории русской военной школы. Работа по вопросам по теме сообщения.
    - Выступление офицера воинской части о комплексной Программе совершенствования военного образования.
    Слово учителя:
    - Прошу обратить ваше внимание на стенд « Военнослужащие- выпускники нашей школы», к которому вы неоднократно подходили и рассматривали фотографии ваших родных, знакомых , близких , выпускников нашей школы, которые свою жизнь посвятили профессии офицера. Со дня открытия нашей школы около 145 выпускников стали офицерами Российской Армии. И я знаю, что среди вас есть юноши, которые хотят посвятить себя этой профессии, встаньте пожалуйста. Мне бы очень хотелось, чтобы в скором времени и ваши фотографии мы увидели на этом стенде.
    Но для того, чтобы молодой человек мог правильно выбрать военную профессию, которая бы оптимально соответствовала его индивидуальным качествам, рассмотрим общие требования , предъявляемые к офицеру военной службой.
    3) Требования, предъявляемые к офицеру военной службой.
    ( класс заранее делится на 4 группы и учащиеся выступают с подготовленными фактами из истории, отрывками из литературных произведений об известных и неизвестных военнослужащих, русских полководцах , которые проявляли качества, соответствующие требованиям, предъявляемых к офицеру военной службой)
    ( одновременно идёт работа с доской, на которой вывешены тезисы:
    1. Мужество, выдержка, способность преодолеть страх, готовность к самопожертвованию; высокий уровень сознания, патриотизма, готовность выполнить свой долг перед Родиной.
    2. Высокие волевые качества и организаторские способности офицера.
    3. Офицер- профессионал высокого класса. Прочные знания стратегии и тактики, высокая полевая, воздушная и морская выучка.
    4. Дисциплинированность и исполнительность. 5. Повышение уровня внутренней мобилизованности, психической устойчивости, ответственность, самостоятельность, решительность.
    6. Физическая закалка и выносливость.
    7. Умение обучать и воспитывать подчинённых. ( по ходу выступлений демонстрируются портреты полководцев)

    4) Закрепление.


    Обобщающая беседа:
    - Кто является родоначальником русской военной школы?
    - Каковы перспективы российской военной школы?
    - Назовите общие требования, предъявляемые к офицеру военной службой.
    - В ком из офицеров Российской Армии всех времён эти требования реализованы, по вашему мнению, со всей полнотой?
    Задание : Догадайтесь, о каком из русских выдающихся полководцев идёт речь в стихотворении, написанном поэтом А.С Шишковым:
    Остановись, похожий!
    Здесь человек лежит на смертных непохожий.
    На клиросе, в глуши, с дъячком он басом пел
    И славою, как Пётр иль Александр , гремел.
    Ушатом на себя холодную лил воду
    И пламень храбрости вселял в сердца народу.
    Не в латах, на конях, как греческий герой,
    Не со щитом златым, украшенным всех паче,
    С нагайкою в руках и на казацкой кляче
    В едино лето взял с полдюжины он Трои…
    Одною пищею с солдатами питался,
    Цари к нему в родство, не он к ним причитался.
    Был двух империй вождь: Европу удивлял.
    Сажал на трон царей и на соломе спал.



    Приложение № 2.


    Цели и задачи работы военно-спортивного лагеря:


    1) Способствовать оздоровлению учащихся и формированию спортивных умений и навыков путём проведения ежедневных утренних зарядок, спортивных тренировок и мероприятий .
    2) Изучать государственную атрибутику и формировать почтительное отношение к ней.
    3) Познакомиться с жизнью и бытом современной российской армии.
    4) Изучить жизнедеятельность героев-землляков, прославивших свой край военными и трудовыми подвигами, оказать им тимуровскую помощь.
    5) Использовать полученные знания о жизни героев-земляков в различного вида акциях ( день памяти Фадеева И. А., 22 июня)
    6) Способствовать экологическому воспитанию учащихся через участие в экологических акциях по уборке территории школы, села и сбор лекарственных трав.
    7) Развивать творческие способности учащихся путём изготовления агитационных плакатов для лагеря дневного пребывания, выступления агитбригад по правилам дорожного движения, проведения различных мероприятий.
    8) Формировать личность безопасного типа через проведение практических мероприятий по обучению учащихся действиям в условиях ЧС, популяризацию знаний и практических навыков в области ГО, защиты от чрезвычайных ситуаций.



    Приложение №4


    Внеклассное мероприятие .
    Реквием памяти « Да будет проклята война !»

    Цели мероприятия:
    1. Используя исторические факты, привлечь внимание учащихся к последствиям чрезмерного насилия в период вооружённых конфликтов.
    2. Способствовать пониманию школьниками необходимости регулирования поведения участников вооружённого конфликта с помощью норм МГП.
    3. Содействовать формированию таких качеств личности как сострадание, уважение к человеческому достоинству, патриотизм.

    Материалы и оборудование: выставка рисунков учащихся о войне, выставка книг о разных войнах, плакаты по темам « Категории лиц, находящихся под защитой МГП», « Документы МГП», музыкальное оформление( проигрыватель, пластинки, фонограммы), видеофильм «Чистилище», компьютерное оформление ( фрагменты войн)


    Сценарий мероприятия.

    Вступительное слово учителя о целях мероприятия: Ребята! Мы с вами готовимся встретить … годовщину победы в Великой Отечественной войне. Придёт время, когда нам некому будет рассказать о той страшной войне, в которой гибли наши бабушки и дедушки. Но мы с вами живём в такое время, в котором не понаслышке знаем о войне. И мы должны знать и помнить о тех войнах, которые знает и помнит весь мир. И давайте сегодня, хоть на мгновение вспомним о них и отдадим дань памяти всем погибшим .
    1 ведущий: Война… Мы знаем о ней понаслышке – по фильмам и книгам, наградам своих дедушек и бабушек. Мы знаем , что она ещё где-то есть.( Звучит отрывок из « Журавлиной песни»)
    2 ведущий: Задумайтесь! Как это страшно- один народ убивает другой. Человек убивает человека. Изощряется в пытках , изобретает оружие, унижает и унижается. Ради чего? По какому праву?
    1 ведущий: Только представьте себе, что за последние пять с половиной тысячелетий всего 292 года были мирными. По земле пронеслось 15 тысяч войн, унесших 3,5 млрд. жизней- это 2-3 нынешнего населения Земли. Смерть и разрушения всегда были и остаются спутниками войны. Печальная история Карфагена, стёртого с лица Земли, на протяжении веков неоднократно повторялась. ( На фоне « Церковного хорала» рассказ о городе-государстве в Северной Африке –Карфагене)
    Рассказ о Карфагене: Город-государство в Северной Африке- Карфаген-с 7века до нашей эры являлся одним из крупнейших торговых городов- государств Древнего мира. В период расцвета в нём, по некоторым источникам, проживало до 700 тысяч жителей.
    В 149 году Рим объявил войну Карфагену( третья Пуническая война 149-146 гг.) По прибытии в Африку главнокомандующий римскими войсками Сципион Эмилиан энергично организовал сухопутную и морскую блокаду Карфагена, в результате чего население начало страдать от голода и болезней. Стоявшая вне стен армия Карфагена была разбита. Руководивший обороной знатный военачальник Газдрубан стал просить мира. Но Сципион не согласился на это и весной 146 года начал штурм города.
    Решительным приступом Сципион взял Карфаген, затем последовали городские бои в каждом доме. В итоге войны 9-10 населения погибло от голода, болезней или в ходе битвы. По приказу римского Сената Карфаген был подожжён. Он горел 16 дней, затем на территории разрушенного города плугом была проведена борозда в знак того, что это место предано проклятию. Оставшиеся жители проданы в рабство
    2 ведущий: Давайте перелистнём страницы истории и вспомним те войны, которые потрясли 20 век.
    1 ведущий: Первая мировая война(на фоне Моцарт « Реквием») По своей жестокости и потерям превзошла все прежние войны. В неё было втянуто 1,5 млрд. человек, в военных действиях участвовало свыше 65 млн. человек. Повлекла за собой 10 млн. смертей, не считая 21 млн. погибших от эпидемий.
    2 ведущий: Гражданская война( на фоне: Шостакович «Революция 1905г.», симфония №11) Повлекла за собой гибель совершенно невинных людей. Это война , в которой брат шёл против брата, сын против отца…И ярким примером той войны являются подвиги Виталия Бонивура( на фоне « Богатырской симфонии» звучит рассказ о Виталии Бонивуре)
    Рассказ о Виталии Бонивуре: Партизаны полюбили его за страстное и правдивое большевицкое слово, за отвагу, прямоту и честность. Какое бы задание не поручали юноше, он выполнял его точно, действовал решительно и смело
    Восемнадцатилетнего юношу назначают комиссаром отряда. Бонивур погиб от рук палачей. Белоказаки напали на отряд внезапно. И Бонивур, оставшийся с несколькими ранеными бойцами, уже ничего не мог сделать- враги превосходили численностью. Они требовали, чтобы Бонивур назвал имена и явки своих товарищей. Но Виталий молчал, несмотря на жесточайшие пытки врагов.
    Ожесточение обуяло белых. Они пытали его уже только затем, чтобы заставить его кричать, но Бонивур даже не стонал . Столько силы было в этом растоптанном, изломанном теле, что боль не могла победить его. Ночь подходила к концу. Гасли одна за другой звёзды. Чернота ночи сменялась предрассветной мглой. Отупевшие мучители терзали Бонивура и сами были словно в кошмарном сне, от которого не могли очнуться. Даже огонь, которым жгли Виталия озверевшие казаки , не заставил юношу закричать. Выпустили палачи головни из рук, упали они на землю. дымя и тлея. И тогда казачий ротмистр Караев вынул клинок. Он вырезал пятиконечную звезду на груди Бонивура, там, где всё ещё билось сердце комсомольца. Втягивая голову в плечи, Бонивур извивался от дикой боли, но когда сошлись последние окровавленные линии, образовав звезду, он выпрямился, поняв, какой знак положили на его тело. Прощаясь с жизнью, со всем, чего не видели уже его глаза, с теми, кого он не встретит больше, с товарищами, со всем лучшим, что было у него в жизни, со всеми надеждами и с самой жизнью, он крикнул: « Да, здравствует, коммунизм!» В страхе застыли палачи.
    ( Звучит отрывок из песни « Погоня»)
    1 ведущий: Вторая мировая война ( на фоне симфонии № 7 Шостаковича «Нашествие»)
    Из 50 млн. погибших во второй мировой войне 26 млн. человек принадлежали к составу Вооружённых Сил, а 24 млн. являлись гражданскими лицами. На территории СССР погибло от жестоких условий оккупационного режима 4млн. 100 тыс. человек. И здесь хочется вспомнить трагедию Хатыни. О ней теперь знает весь мир ( на фоне : Шостакович « Набат» рассказ о Хатыни) :
    Колокольный звон Хатыни. Печальный, тревожный, призывный. Звучит он над потихшей долиной, над лесами и перелесками, уносится в бескрайнюю синь неба. Здесь не запоёт поутру в росных травах коса, не заскрипит под тяжестью ведра со студёной водой ворот колодца, не стукнет калитка, не выйдет никто навстречу, Старики, женщины, дети лесной деревушки- 149 человек- заживо сожжены 22 марта 1943 года карателями фашистского палача Дирлевангера. Гудят- звонят колокола горькой памяти над пепелищами в 26 дворов над братской могилой. Лежат в ней Анна и Иосиф Барановские, их девять детей; семья Александра Новицкого, в которой было семеро детей.
    В беспощадном пламени сгорел убелённый сединой Иосиф Рудак, не пощадили нелюди девятнадцатилетнюю Ванду Яскевич с семинедельным сынишкой. 75 детей Хатыни приняли мученическую смерть в огне. Токами крови входят в сердце слова: «Люди добрые, помните: любили мы жизнь, и Родину нашу, и вас, дорогие. Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем : пусть скорбь и печаль обернутся в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на Земле. Чтобы отныне нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала!»
    ( Звучит отрывок из песни «Друзья-однополчане»)
    2 ведущий: 6 и 9 августа американцы сбросили две атомные бомбы на японские города :Хиросиму и Нагасаки . Погибло 114 тысяч ни в чём невинных японцев.
    ( На фоне : «Церковного хорала» рассказ о Садако Сасаки )
    1 ведущий: Вьетнамская война.( Рассказ о деревне Сонгми) : 1968 год, Сонгми, родная деревня девочки Во, находилась на территории Южного Вьетнама, страны, которая в это время была оккупирована войсками США. Массовые убийства мирных жителей уже стали обычным делом для многотысячного экспедиционного корпуса, « спасавшего человечество от коммунизма». Для защитников «свободы» не существовало понятий «женщины», «старики», «дети». Их доблести и заслуги оценивались однозначно – количеством трупов, записанных на лицевой счёт. Агрессоры не могли справиться с вьетнамским народом, с его освободительной армией. Они расправлялись с теми, кто не мог оказать им сопротивления. Оттого и случилось так, что 60 % жертв агрессии американского империализма в Юго-Восточной Азии составляли дети. Когда одного из американцев спросили: « Почему вы должны убивать также и детей , не несущих никакой вины за кровь, которую проливают взрослые?», он ответил: « Потому, что они могут стать опаснее позднее, причём ещё более опасным, чем их родители. Вы хорошо знаете, что у нас злопамятность передаётся по наследству и что она пропадает лишь со смертью.»
    Сейчас в Сонгми установлена могильная плита погибшим 16 марта 1968 года – на ней 504 имени. Неподалёку памятник: женщина прижимает к груди мёртвого ребёнка, рука её сжата в кулак.
    Звучит стихотворение М.Джалиля «Варварство»
    2 ведущий: Афганская война ( звучит песня об Афганистане)
    1 ведущий: Война в Чечне ( на фоне песни И. Матвиенко"Давай за" гр.Любэ)
    Эта война нам наиболее близка потому, что она идёт в наше время.( показ кадров из видеофильма "Чистилище") О ней мы узнаём из сообщений радио, телевидения, средств массовой информации и знаем, сколько наших военнослужащих не возвращаются домой ( песня " Нам нужна победа")
    2 ведущий: Развитие технологий, изобретение и совершенствование новых видов вооружения привело к тому, что на Земле накоплен арсенал, достаточный для полного уничтожения нескольких таких планет , как наша. А новое оружие, изобретаемое в кабинетах учёных, день за днём поступает на вооружение.
    1 ведущий: Так, если в ходе Корейской войны начала 50-х годов было использовано 9 ранее неизвестных видов оружия, во Вьетнаме –25, в четырёх арабо-израильских конфликтах –30, то в войне в зоне Персидского залива приблизительно 100.
    2 ведущий: Наиболее смертоносными из всех изобретённых видов оружия, несомненно является ядерное. Усилиями многих государств сегодня угроза глобальной ядерной войны существенно уменьшилась, но мир избавился от военной опасности.
    1 ведущий: уже со второй половины 20 в. начался процесс закрепления норм МГП, которые направлены на защиту лиц, страдающих от действий, вызванных вооружёнными конфликтами.
    ( Учащийся представляет МГП, его основные задачи, документы, используя плакаты "Документы МГП", "Категории лиц, находящихся под защитой МГП")
    ( Проводится ролевая игра" Хочу спросить." МГП. Учебно-методические материалы к курсам права и обществознания для 9 –классов общеобразовательных учреждений. Москва, Издательство ФНИИ ФЗ. 2000
    Заключительное слово учителя: Непросто следовать принципам МГП. Это требует от человека большой работы над собой. Он должен подавить в себе чувство мести, увидеть в самых сложных ситуациях ценность человеческой жизни, помнить, что в условиях вооружённого конфликта безоружному человеку предоставляется определённый минимум гуманитарных прав. Понимание того, что соблюдение норм МГП, само их существование необходимы, приходит тогда, когда человек осознаёт , что любой может оказаться во власти противника. В этой ситуации каждый предпочтёт правовую защиту беззаконию и произволу. Ушёл в историю 20 век. Нам жить в новом столетии и тысячелетии. Каким оно будет? Удастся ли поставить заслон бесчеловечности, насилию? Наверное, во многом это зависит от нас , от нашего умения договариваться, жить по правилам, относиться друг к другу гуманно, даже в условиях самого жёсткого противостояния.
    Заключительная часть: Реквием памяти. ( учащиеся встают в ряд и зажигают свечи)
    О, сколько их было-
    Сердец нерастраченных, юных!
    Ах, сколько в столице стонало
    Гитар шестиструнных!
    О, сколько их было-
    Парней ясноглазых, весёлых!
    Ах, сколько гармошек
    Рыдало в посёлках и сёлах!
    По всей необъятной
    По всей затемнённой России
    Военные ветры по-бабьи
    Войну голосили.
    По всей необъятной
    На каждой дощатой платформе
    Топтались мальчишки
    В непригнанной воинской форме.
    Вспомним всех поимённо,
    Сердцем вспомним своим,
    Это нужно не мёртвым –
    Это нужно живым!
    Объявляется минута молчания.
    Помните!
    Через века, через года!
    Помните!
    О тех, кто уже не придёт никогда,
    Помните!
    Люди!
    Покуда сердца стучатся,-
    Помните!
    Какой ценой завоёвано счастье
    Пожалуйста, помните!
    Встречайте, трепетную весну, люди земли
    Убейте войну, прокляните войну, люди земли!
    Мечту пронесите через года
    И жизнью наполните!
    Но о тех, кто уже не придёт никогда
    Заклинаю, помните!

  • Главная страница
  • Новости
  • яндекс
  • методическая копилка
  • Детское объединение
  • итоговая аттестация ссылки
  • напишите нам esino@mail.ru
  • гео
  • Hosted by uCoz