Урок по курсу ОБЖ в 6 классе.


Автор: Содаткина Инна Викторовна, учитель высшей категории,
МОУ "Иваново-Эсинская сош" Ковровского района

Тема : Правила безопасного поведения на водоёмах зимой.


Цели урока:


    образовательные: сформировать представление учащихся об особенностях состояния водоёмов в разное время года, обеспечить усвоение знаний о правилах безопасного поведения на водоёмах зимой ; показать учащимся зимние спасательные средства и возможность их использования для спасения людей, сформировать умение безопасно двигаться по льду водоёмов, навыки оказания само- и взаимопомощи терпящим бедствие на льду;

    развивающие : развитие глубины, гибкости мышления, умения анализировать текст, сравнивать и обобщать.
    воспитательные: сформировать понимание необходимости соблюдения мер предосторожности при движении по льду водоёмов; воспитать уважение к профессии спасателя, продолжить формировать нравственные идеалы, твёрдые принципы личности.

Оборудование:

    плакаты "Правила безопасного поведения на водоёмах зимой", "Опасный лёд", "Водоёмы нашего села"; подручные средства спасения( шарф, палка), лыжи с палками, рюкзак, стульчики для рыбаков, удочки; книги на столах учащихся: Н.И.Сладков " Песенки подо льдом", А.С.Пушкин "Евгений Онегин", В.П.Астафьев "Гуси в полынье"; карточки с названиями групп: "спасатели", "рыболовы", "эксперты".

Ход урока.


1. Организационный момент.
2. Проверка знаний.

1) Работа по карточкам в парах.
2) Блиц-опрос и решение ситуационной задачи. Задача: Витя Балуков загорал на пляже и решил искупаться. Проплыв немного в бассейне, он почувствовал, что свело ногу. Каковы должны быть действия Вити ?
3) Фронтальный опрос: - Перечислите правила безопасного поведения на водоёмах летом с учётом особенностей наших водоёмов.

3. Изучение нового материала.Актуализация знаний.

1) Особенности водоёмов в разное время года ( зима, весна, осень)
- Ребята, а только ли летом водоёмы таят в себе опасность?
- В какое время года ещё опасны водоёмы и почему?
- Так вот, чтобы этого не произошло, сегодня мы с вами познакомимся с особенностями состояния водоёмов в разное время года, изучим правила безопасного поведения на водоёмах зимой, научимся оказывать само- и взаимопомощь терпящим бедствие на льду, а иначе говоря мы с вами обязаны выполнить девиз ОБЖ.
Давайте все вместе его назовём : предвидеть опасности, избегать их по возможности, действовать грамотно и решительно. Для того, чтобы выполнить поставленные задачи, мы с вами заранее разделились на четыре группы, каждой из которых была выдана инструктивная карточка, включающая четыре задания : первое по изучению материала по данной теме; второе по подготовке выступления; третье - творческого характера; четвёртое- проблемного или исследовательского характера.
2) Характеристики льда.
- Чтобы передвигаться по льду, необходимо изучить его характеристики. Слово предоставляется группе "Эксперты".
Учащиеся выступают в соответствии с инструктивной карточкой:
1. Изучите материал, дающий информацию о характеристиках льда.

2. Подготовьте выступление на данную тему по плану:
а) цвет, толщина - показатели прочности льда;
б) опасные для переправы места.
3. Зарисуйте водоёмы нашего села и дайте им характеристику с точки зрения прочности льда и безопасности передвижения людей.
4. Докажите, что ( такой-то) водоём является наиболее опасным для передвижения людей.
После выступления группы учащиеся всего класса выполняют проблемное задание: найдите в тексте рассказа
Н.И. Сладкова " Песенки подо льдом" описание цвета льда. Что вы можете сказать о его прочности?
3) Меры предосторожности на льду.
- Ребята, а что нужно знать прежде, чем выйти на лёд?
И для того, чтобы узнать правила поведения на льду, слово предоставляется группе
"Рыболовы".
Выступление в соответствии с инструктивной карточкой № 2 :
1. Изучить материал о мерах предосторожности на льду.
2. Подготовить показательное выступление на данную тему, используя подручные средства, по плану:
а) правила передвижения по водоёмам зимой;
б) правила безопасного подлёдного лова.
3. Проконсультироваться с рыбаками о правилах безопасного подлёдного лова и записать их советы.
После выступления учащиеся выполняют проблемное задание на закрепление прослушанного материала : прочитайте отрывок из поэмы А.С.Пушкина " Евгений Онегин" о зиме. Какое противоречие допустил писатель в описании зимы? Рассмотрите иллюстрацию к данному отрывку. Какой прочности лёд здесь изображён?
4) Оказание само- и взаимопомощи пострадавшим на водоёме зимой.

Учитель приводит пример из жизни о спасении пострадавшего на водоёме зимой.
- Для того,чтобы таких ситуаций не возникало, мы с вами должны научиться оказывать само- и взаимопомощь пострадавшим на льду. Слово предоставляется группе "Спасатели".
Выступление по инструктивной карточке № 3:
1. Изучить материал о способах оказания само- и взаимопомощи пострадавшим на льду.
2. Подготовить показательное выступление на данную тему, используя подручные средства, по плану:
а) оказание самопомощи;
б) техника оказания помощи пострадавшему на водоёме зимой;
в) оказание ПМП пострадавшему.
3. Проконсультироваться с медработником о правилах оказания ПМП пострадавшему на водоёмах зимой. Подготовить выступление по данному вопросу.
После выступления учащиеся класса выполняют проблемное задание на закрепление прослушанного материала: внимательно рассмотрите иллюстрацию к рассказу В.П. Астафьева " Гуси в полынье". Оцените правильность действий ребят по спасению гусей.
5)Зимние спасательные средства.
- Кроме подручных спасательных средств есть предметы, которые используют в своей работе спасатели. Какие вы знаете профессиональные спасательные средства? ( Работа со схемой)
- Но, к сожалению, идеальных экстремальных ситуаций не бывает. Поэтому надо вспомнить один из законов школы выживания: у каждого предмета, кроме качеств, для которых он создан, есть множество других - в том числе и свойства инструмента защиты. Данные спасательные средства используют спасатели.
- Ребята, а с каким риском сопряжена работа спасателей в той ситуации, которую мы сегодня с вами рассмотрели?
- Можно назвать спасателей героями?
- А кто из вас смог бы помочь другу или чужому человеку в беде, даже если это связано с риском для жизни?

4. Закрепление.

Задание: каждая группа должна подготовить по три вопроса всему классу по изученной теме.
- Итак, ребята, а сейчас мы с вами проверим :
выполнили ли мы на сегодняшнем уроке наш девиз ОБЖ? ( Работа с девизом и подведение итогов урока)

Домашнее задание:

продолжить начатое сочинение, используя те знания, которые учащиеся получили на уроке.
Текст: Воскресное утро выдалось солнечным, тёплым. В воздухе уже пахло весной, хотя река ещё была покрыта льдом. Как в такую погоду сидеть дома! И Стас с Мишей решили порыбачить. Правда, уже на реке их несколько смутило то, что лёд был тёмным, трескучим. " Ну да ладно, мы лёгкие, нас лёд выдержит", - решили мальчики и направились к середине реки, где виднелись старые рыбацкие проруби….

Назад в методическая копилка
Hosted by uCoz